Средние и поздние уровни турниров

0

Уже к середине турнира очень часто возникает ситуация, когда стек становится не очень большим относительно блайндов. В этих условиях нельзя продолжать играть также, как вы играли в начале турнира, или так, как вы играете в кэш-игре. Укороченный стек заставляет вас вносить изменения в игру. Для оценки ситуации и выработки правильной стратегии обычно используется число М, которое представляет собой отношение вашего стека к сумме блайндов и анте. То есть если у вас $4000, а турнир находится на уровне $400/$200, то ваше М=4000/(400+200)=6,6. Предлагаю вашему вниманию материалы книги Дэна Харринтгтона «Харрингтон о холдеме, том 2», глава «Переломные точки» как раз и рассказывает о том, как следует играть в условиях относительно небольшого стека на средних и поздних этапах турниров.

Зональная система

Ты должен представлять турнир по безлимитному холдему состоящим из пяти зон, границы которых определяются отношением суммы твоих фишек к размерам блайндов и анте. По мере того как ты спускаешься из одной зоны в другую, увеличиваются ограничения в отношении твоей игры, и ты утрачиваешь возможность играть в том или ином стиле либо применять определённые виды обманных ходов. Рассмотрим типы зон и их влияние на твою игру.

Зелёная зона: твое М составляет 20 и более. Это та зона в которой ты хотел бы пребывать в течение как можно более длительного времени турнира. Все стили открыты для тебя. Ты можешь играть консервативно, агрессивно или сверхагрессивно; ты можешь переключаться с одного стиля на другой, как пожелаешь. Тебе доступны все обманные ходы. Ты можешь увидеть рейз и ре-рейз со стороны противников, затем повысить ставку относительно обоих этих игроков, и у тебя все ещё будет достаточно много фишек для следующего обманного хода на более поздних этапах игры. В Зеленой зоне ты являешься полнофункциональным игроком в покер, и стоит пойти на некоторый риск, чтобы остаться в этой зоне.

Жёлтая зона: Твоё «М» составляет 10 до 20. По мере перехода из Зеленой зоны в Жёлтую ты утрачиваешь возможность играть в консервативный покер. Размер блайндов начинают догонять количество твоих фишек, поэтому ты должен сделать свою игру более свободной. Ты можешь начать играть агрессивно или сверхагрессивно, однако ты должен начать делать обманные ходы с более слабыми руками, чем те, с которыми стал бы играть консервативный игрок. Однако, что достаточно странно, определенные типы карт (пары младшего номинала и рядом стоящие одной масти) становятся в меньшей степени пригодными для игры в Жёлтой зоне. Более подробно мы рассмотрим это явление позднее. Спускаясь вниз, переходим к

Оранжевой зоне: Твое «М» составляет от 6 до 10. В Оранжевой зоне ты утрачиваешь возможность использовать определенные типы сложных обманных ходов, для успешности которых резонно необходимо достаточно большое количество фишек. Вот типичный пример. Игрок в ранней позиции повышает ставку до уровня двух или трех больших блайндов. Ты знаешь по прошлому опыту, что он, вероятно, пытается украсть банк. Но раньше, чем приходит твоя очередь делать ставку, ещё один противник делает рейз. Ты понимаешь, что он, вероятно, видел то же самое, что и ты, и знает, что ему не нужна особенно сильна карта, чтобы забрать банк у первого игрока, делавшего ставку. Если у тебя есть хоть сколь-нибудь приемлемая рука, ты можешь повысить ставку дальше. Первый из этих игроков, вероятно, спасует, и, если твой рейз достаточно велик, и у тебя есть ещё фишки в резерве, то второй игрок, вероятно, также отступит. Однако для проведения этого маневра тебе нужно иметь сумму фишек, достаточно большую относительно размера банка. Если тебе придется ставить все, чтобы применить такой прием, то второй игрок может ответить тебе лишь на основании своего соотношения «банк/ставка», поскольку он будет знать, что ты не сможешь больше делать никаких ставок. В Оранжевой зоне, естественно, тебе придется играть ещё более агрессивно, нежели в Жёлтой зоне. Спускаясь далее вниз, переходим к

Красной зоне: Твоё «М» составляет от 1 до 5. В Красной зоне ты утрачиваешь возможность делать какие бы то ни было ставки, за исключением ставки «ва-банк». Если ты сделаешь ставку меньшего размера, то она поглотит настолько большую часть твоих фишек, что ты все равно уже не сможешь выйти из борьбы за банк. В таком случае, ты можешь с тем же успехом ставить всё, поскольку это даст тебе лучшую возможность выиграть банк при помощи первой же ставки (но в случае, если твое число М ниже 3, твоя ставка «ва-банк», по большей части, не будет достаточной, чтобы заставить противников выйти из игры. Сочетание твоей слабой позиции и привлекательного соотношения «банк/ставка» повлечет, как минимум, один ответ). Существует ли уровень ниже Красной зоны? Да, и я называю его

Мёртвая зона: Количество твоих фишек меньше одного «М». В Мертвой зоне ты лишь производишь впечатление «живого» игрока; в действительности, ты им не являешься. Ты — привидение в покере, ты больше не игрок, но комар, которого вскоре прихлопнут. У тебя осталась только одна возможность — поставить все; когда ты ее реализуешь, противники ответят тебе хотя бы для того, чтобы избавиться от тебя. Никогда не следует допускать такой ситуации, когда блайнды «съедают» все твои фишки, и ты попадаешь в Мёртвую зону. Твои шансы на выживание в этой зоне настолько малы, что было бы гораздо лучше, если бы ты оказал сопротивление раньше. Игроки попадают в эту зону только случайно. Ты ставишь все против игрока, количество фишек у которого немногим меньше, чем у тебя, проигрываешь, и, хлоп, ты в мертвой зоне. В Мертвой зоне тебе останется только ждать момента, чтобы поставить все. В подобном случае очень важно, чтобы ты был первым участником в банке, поэтому тебе нужно делать ход раньше, чем очередь дойдет до большого блайнда. Если ты будешь первым, то многие из тех противников, которые со своими картами решились бы ответить тебе по причине малого количества твоих фишек, спасуют из-за той опасности, что кто-нибудь после них сделает большой рейз. Необходимость быть первым настолько велика, что сила твоих карт, фактически, больше не имеет никакого значения.

Ещё о числе М

По мере уменьшения количества твоих фишек появляется необходимость в оценивании своего числа М перед каждой сдачей, а также в постоянной приблизительной прикидке числа М других игроков за столом. В то время как ты переходишь в зоны все более низкого уровня — Жёлтую, затем Оранжевую, затем Красную — твое число М становится одним из ключевых источников информации о твоей руке, и этот аспект столь же важен, как и сами твои карты.

Ещё один вариант восприятия числа М заключается в том, чтобы видеть в нем меру того, насколько велика вероятность получения тобой более сильного хэнда в более благоприятной ситуации, и с наличием достаточного количества оставшихся денег. Существуют две опасности, которые являются следствием слишком тайтовой игры в средних зонах. Первая опасность очевидна; твои фишки могут быть поглощены блайндами. Вторая опасность — менее явная: ты можешь ждать прихода хорошей карты, но она придет в такой момент времени, когда уже не будет полезна тебе.

Например, представь себе игрока, который дрейфует в Оранжевой зоне, пару раз упуская возможность оказать сопротивление с едва приемлемой (для такой ситуации) картой. Когда его число М наконец становится равным 2, вдруг возникает сценарий его мечты. Ему приходит пара тузов, кто-то перед ним ставит всё, и он отвечает. Он выигрывает раздачу и удваивает свои фишки. Фантастика. Но теперь его М равно примерно 5! Он все ещё в Красной зоне, и ему опять нужно срочно удвоить фишки. Если бы он решился на более рискованный ход тогда, когда его М было в районе 7, то в результате удвоения оно стало бы равно 14, и он бы перешел в Жёлтую зону, что дало бы ему некоторое количество такого драгоценного времени!

Стратегия для Жёлтой зоны

При переходе из Зеленой зоны в Жёлтую происходят три основные подвижки в стратегии игры. Первая подвижка очевидна. Ты становишься несколько более агрессивным как в своих ставках, так и в ответах на ставки противника, имея в качестве руки старшую пару или непарные оверкарты. Критерии игры в префлопе, которые я описал в томе I, должны быть откорректированы в сторону снижения, так, чтобы ты мог повышать или отвечать с несколько более широким диапазоном рук, нежели ранее. В то же самое время, критерии твоего ответа на рейз противника также будут снижены, чтобы отразить тот факт, что твой противник может повышать с более слабой, нежели ранее.

Ты должен осознавать то, что не все игроки будут регулировать свои требования к игре в Жёлтой зоне. В действительности, существуют такие игроки, которые не меняют своих требований до тех пор, пока не попадут в Красную зону (десять лет назад это было распространено в ещё большей степени, нежели сейчас)!  Тебе нужно внимательно следить за столом и стараться определить, кто из соперников приспосабливается к обстоятельствам, а кто — нет. Особенно важны случаи вскрытия карт. Если игрок, который, насколько ты знаешь, склонен придерживаться консервативного стиля игры, открывает туза и десятку разных мастей в сдаче, где он открывал банк из второй позиции с числом М — 13, то ты можешь быть уверен, что он осведомлен об игре в переломных точках и откорректировал свою игру. Это очень ценная информация, которую стоит запомнить. Если же он раскроет руку обычной для своей позиции силы, то это, фактически, не дает тебе никакой информации. Возможно, он был готов вступить в игру и открыть банк с гораздо более слабой рукой, но ему пришли действительно сильные карты.

Вторая подвижка менее очевидна. Несмотря на то, что тебе нужно, в целом, играть более агрессивно, ты должен стать более консервативным при игре с парными картами младшего номинала (это истинно для Жёлтой зоны и для Оранжевой зоны. В Красной зоне происходит ещё одна подвижка, и младшие пары обретают очень большую силу). Причина необходимости в осторожности при игре с младшими парами заключается в отсутствии потенциального соотношения вкладываемой и получаемой суммы, необходимого для игры. В качестве иллюстрации представь себе, что ты во второй позиции за полным столом, идет ранний этап турнира, и тебе приходит пара четверок. В целях нашего дальнейшего рассуждения предположим, что твоя стратегия для подобных ситуаций заключается в следующем:

  • В половине случаев ты пасуешь.
  • В половине случаев ты отвечаешь.

Это несколько более агрессивный подход, нежели тот, который я отстаивал в рамках базовой стратегии, описанной в Томе I, но этот подход все же вполне приемлем для опытного игрока. Теперь посмотрим на то, что произойдет, если ты ответишь с этой слабой парой четверок. Как тебе добиться прибыли, придерживаясь такой стратегии? Фактически, должны возникнуть несколько условий.

  1. Твоя ставка не должна быть повышена на префлопе. Если кто-либо из противников повысит после твоего ответа, ты можешь выбросить свою пару четверок.
    Тебе нужны лимперы. Если их будет трое или четверо — отлично; но, как минимум, необходим хотя бы один или два, помимо большого блайнда.
  2. Нужно, чтобы тебе пришла четверка на флопе. Если ты не соберешь сет на флопе, то далее будут возможны лишь несколько редко встречающихся ситуаций, в которых ты сможешь выиграть, не улучшившись.
  3. Нужно, чтобы после того, как ты соберешь сет, противники проявили некоторую активность в ставках.

Это достаточно длинный перечень требований. Какова вероятность того, что все эти условия будут иметь место? Определим несколько логичных величин и посмотрим, что мы имеем.

  1. Сгруппируем первые два требования вместе и предположим, что примерно в половине случаев никто не повысит ставку, и ты сможешь заполучить одного или двух лимперов. Это несколько щедро, но всё же возможно.
  2. Вероятность того, что ты соберешь сет четверок на флопе, имея на руках пару, имеет точно установленное значение: она составляет одну восьмую всех возможных случаев.
  3. Шансы за то, что ты сможешь получить активность со стороны противников после того, как соберешь сет, более высоки, чем шансы против такого развития ситуации. Однако прямо сейчас весьма затруднительно придать этим шансам численное выражение. Предположим, что здесь вероятность составляет две трети.

Существуют, конечно же, прочие случайные возможности. Ты можешь собрать сет, но проиграть все свои фишки игроку со стритом или флешем. Ты можешь не собрать сет, но все равно каким-то образом выиграть. Предположим, что при нашей ориентировочной оценке такие возможности исключены. Таким образом, вероятность того, что мы получим именно ту последовательность, которая нам нужна — т.е. мы остаемся в игре, мы получаем сет, и мы выигрываем крупный банк — составляет примерно 4 процента: 1/2*1/8*2/3=0,04. Когда такая последовательность будет иметь место, нам нужно будет выиграть крупный банк, чтобы компенсировать все те случаи, когда мы просто потеряем свою начальную ставку. Фактически, банк должен превышать большой блайнд в 24 раза, чтобы мы сыграли без убытка. Это грубый подсчет, но вывод ясен: и нам, и нашим противникам необходимо большое количество фишек, чтобы такая игра имела смысл.

На ранней стадии турнира это требование не представляет собой проблему. Когда суммы фишек у игроков превышают большой блайнд в 50 или 100 раз, периодическое вступление в игру с парой младшего номинала в надежде сорвать крупный куш вполне оправдано. Но если мы находимся в Жёлтой зоне и имеем число М, равное 12, то даже удвоение фишек не принесет достаточной прибыли, чтобы компенсировать все суммарные мелкие потери от такой игры. Поэтому младшие пары в этой зоне просто непригодны для игры.

Есть ещё одна ситуация, когда тебе не стоит играть с младшей парой; она тесно связана с описанной выше ситуацией. Это тот случай, когда ты сам ещё находишься в Зеленой зоне, но большинство твоих противников за столом уже перешли в Жёлтую зону. В этом случае выигрыш всех их фишек не даст тебе требуемой прибыли, поэтому тебе, опять же, не стоит играть с младшей парой в ранней позиции.

Подобный же анализ применим к рядом младшим одномастным коннекторам. Как и в случае с мелкими парами, пригодность таких кат для игры в значительной степени зависит от величины потенциального соотношения вкладываемой и получаемой суммы, которое должно быть достаточно большим, чтобы компенсировать все те многие случаи, когда карта не придёт не удастся, и придётся сброситься. Младшие одномастные коннекторы также не пригодны для игры в Жёлтой зоне.

И ещё одна подвижка в стратегии, которая имеет место в Жёлтой зоне, затрагивает твой выбор обманных ходов. Ходы по типу «лонгболл» (то есть рассчитанные на игру до вскрытия), которые мы обсуждали в предыдущей главе, теперь становятся слишком опасными, поскольку в случае неудачи мы теряем слишком большую часть фишек. Вместо таких ходов тебе следует переключиться на ходы типа «смолболл»: вступай в игру и выигрывай банк, но пасуй, если встретишь сопротивление.

Стратегия для Оранжевой зоны

При игре в Оранжевой зоне сохраняются и усиливаются все ограничения базовой стратегии, применимые для Жёлтой зоны. Пары младшего номинала в ранней позиции становятся ещё более нежелательными в качестве карты для вступления в игру. Та же судьба постигает одномастные коннекторы (это ограничение применяется в отношении ставок и рейзов обычного размера; ставки «ва-банк» — иной случай, см. примечание ниже). Масштабные ходы типа «лонгболл» приносят ещё меньше прибыли, нежели раньше; эффективные ходы должны быть краткими и бить прямо в точку. Выиграй банк или, если встретишь сопротивление, отступи.

Однако в Оранжевой зоне критическое значение приобретает старое понятие: преимущество первого участника. Эта концепция достаточно проста. У того, кто первым вступает в борьбу за банк, есть два варианта выигрыша:

  1. Первый вариант: Ты можешь выиграть, поскольку никто из соперников не будет бороться с тобой за банк.
  2. Второй вариант: Ты можешь выиграть на этапе раскрытия карт у того противника (или тех противников), кто все же вступит в борьбу за банк.

Идея преимущества первого участника не является присущей исключительно игре в зонах нижнего уровня. Она присутствует в игре на протяжении всего турнира. Основная причина, по которой ты можешь повышать ставку со всё более и более слабой рукой до флопа по мере улучшения твоей позиции за столом, заключается в снижении вероятности ответа со стороны кого-либо из игроков после тебя, поскольку количество игроков, вступающих в игру после тебя, уменьшается по мере улучшения твоей позиции. Проще говоря, преимущество первого участника возрастает по мере улучшения твоей позиции за столом, и поэтому, чтобы сделать ставку, тебе не нужна такая же сильная рука, как в менее выгодной позиции.

Однако в Оранжевой и Красной зонах преимущество первого участника приобретает огромную важность, в особенности, применительно к ол-инам. При игре в Оранжевой зоне тебе часто придется рассматривать необходимость открытия банка при помощи ва-банка. Такие ходы оказывают исключительно большое давление на твоих соперников, и, при правильно выбранных обстоятельствах, ты сможешь делать вполне рационально обоснованные попытки взять банк с самыми невероятными картами (хороший пример ты найдешь, внимательно изучив главу «Структурный анализ рук» в конце настоящего раздела). Если ты предполагаешь открыть банк, поставив всё, то пары младшего номинала и одномастные коннекторы могут снова стать пригодными для игры.

В Оранжевой зоне тебе необходимо, в основном, беречь свои фишки, сохраняя их для крупных ходов, при помощи которых ты сможешь удвоить имеющуюся сумму. Полу-спекулятивные ходы, основанные на хорошем соотношении «ставка/банк», которые прекрасно подходят для Зеленой зоны и, в несколько меньшей степени, для Жёлтой зоны, становятся дорогостоящими и неуместными в Оранжевой зоне. Несмотря на то, что кажущееся соотношение «ставка/банк» может быть неплохим, ты будешь тратить на них все большую и большую долю своих фишек по мере уменьшения твоего числа М.

Пример. Финальный стал интерактивного турнира с несколькими столами. Остались лишь шесть игроков. Блайнды составляют 15005/3000$; анте равны 150$; таким образом, стартовый банк составляет 5400S. Стол выглядит следующим образом:
Игрок 1 11600$
Игрок 2 35200$
Игрок 3 73600$
Игрок 4 82005
Малый блайнд (ты) 33000S
Большой блайнд 18500$
Игрок 1 пасует, игрок 2 повышает до 6000$; игроки 3 и 4 пасуют. В банке теперь 11400$. Твоя карта: J4s. Каковы твои действия?

Ответ. Если рассматривать эту проблему исключительно в свете соотношения «банк/ставка», то логичным покажется ответить. В банке 11400$, ответ обойдется тебе в 4500$; таким образом, твое соотношение «банк/ставка» составляет около 2,5 к 1. Даже неблагоприятная позиция после флопа не помешала бы тебе ответить в такой ситуации на ранней стадии турнира. Реальной проблемой является количество твоих фишек. До сдачи твоё число М было равно примерно 6; это нижний уровень Оранжевой зоны. Поскольку ты поставил малый блайнд и анте, количество твоих фишек уменьшилось примерно на 5 процентов. Ты должен быть осторожен с вложением денег в игру, если у тебя едва приемлемая карта и неблагоприятная позиция. Вместо этого тебе лучше поберечь фишки и сделать решающий ход, когда позволит ситуация. Я бы не стал играть с такой картой.

Стратегия для Красной зоны

К тому времени, как ты достигнешь Красной зоны, должны уже громко звучать сигналы тревоги — «Опасность! Опасность! Опасность!». Теперь ты в критической ситуации, и ты должен быть бдительным и активным, чтобы проложить себе путь обратно к безопасности. В Красной зоне у тебя очень невелик выбор в области размера ставок. Ставка, равная двум или трем большим блайндам, как правило, поглотит не менее половины твоих фишек, и, таким образом, это будет практически то же самое, что и вложить все деньги в банк. В результате, редко возникает причина делать какую-то иную ставку, кроме ставки «ва-банк». Когда ты ставишь всё, это дает тебе максимальную возможность забрать банк без борьбы, а это является твоей основной целью в любом случае.

«Как насчет супер-сильной карты?» — спросят некоторые. «Если тебе повезет настолько, что, при малом количестве фишек, тебе придет пара тузов, то не следует ли сделать минимальную ставку, чтобы привлечь противников к участию в игре?» В целом, ответ отрицательный. Если ты уже пару раз поставил все, а теперь вдруг делаешь минимальную ставку, то даже самый несообразительный противник догадается, что здесь что-то не так. Лучше надеяться на то, что твои предшествующие действия послужат достаточной защитой, и поставить всё, имея сильную руку. В покере не существует большего удовольствия, чем пару раз поставить всё со слабой рукой, украсть банк, а затем поставить всё с парой тузов и получить ответ от кого-либо из противников, который больше не желает отдавать тебе победу. Такое удовольствие может компенсировать месяцы неудачных сражений.

Сам по себе выбор твоих карт должен быть весьма либеральным. Пары старшего номинала, среднего номинала, а также «картинки» — это, конечно, первоклассные руки. Теперь, однако, пары младшего номинала и одномастные коннекторы вновь обретают ценность, и также становятся очень хорошими руками. Простая истина заключается в том, что в Красной зоне идея преимущества первого игрока имеет приоритет относительно силы твоих карт в качестве критерия, определяющего выбор карт, пригодных для игры. Если твоя позиция достаточно хороша (например, перед тобой спасовали пять или шесть игроков), то ты должен быть готов поставить всё с любой картой, за исключением самых худших. Если ты считаешь, что это звучит слишком агрессивно (если не самоубийственно), то запомни следующие два существенных факта:

  1. Твои противники не знают, с какими картами ты играешь и почему. Ты знаешь, что ты играешь со слабой картой, но противникам приходится учитывать ту возможность, что тебе просто везет с картами. Если тебе ответят, то твои шансы на проигрыш будут выше шансов на выигрыш, но часто ты просто будешь брать банк. Когда твое число М равно 4, то кража одних только блайндов увеличивает количество твоих фишек на 25 процентов — это огромная прибыль.
  2. Если ты не будешь пользоваться такими приемами, то, в большинстве случаев, количество твоих фишек будет постепенно уменьшаться. По мере уменьшения количества фишек будут уменьшаться и шансы выиграть, поставив первым. Когда твое число М приблизится к нижнему уровню Красной зоны, твои шансы выиграть, вступив в банк первым, упадут примерно до нуля. Это катастрофа, и, чтобы избежать ее, ты должен бороться.

Вот простой пример условий реализации преимущества первого игрока в Красной зоне, который легко запомнить.

  • Твое число М равно ровно 3;
  • Никто ещё не вступил в борьбу за банк;
  • Ты полагаешь, что вероятность того, что твои оставшиеся противники спасуют, если ты поставишь всё, составляет 50 процентов;
  • Отношение твоих шансов на проигрыш к шансам на выигрыш в случае, если тебе ответят, составляет 2 к 1; тогда
  • Ты можешь двигать ол-ин с ожиданием положительного исхода.

Я называю такую ситуацию «Правило 3 к 1», и это правило очень полезно помнить, когда ты прокладываешь себе дорогу в Красной зоне.

 

Источник: Дэна Харринтгтон «Харрингтон о холдеме, том 2

Акция.

Оставить Ответ